Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Модернизация российского образования предполагает принципиальное обновление его содержания, нацеленность на кардинально новый образовательный результат. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы самостоятельно решать разнообразные жизненные задачи.
Такая переориентация нашла отражение в создании и разработке Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно — деятельностный подход, предполагающий ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе усвоения универсальных учебных действий (далее УУД), познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию [1].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ
1.1. Необходимость формирования умения решать задачи
Сформированность умения решать текстовые задачи относиться к предметным результатам ФГОС[1,п.43.4] по учебному предмету «Математика».
Решение задач является одним из наиболее эффективных средств формирования математических и интеллектуальных способностей у младших школьников. Необходимость формирования умения решать задачи обусловлена и тем, что формирование именно этого умения способствует развитию познавательных УУД школьников.
Л.М.Фридман [6] считает, что любая задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в ней. Автор связывает понятие «задача» с понятием «проблемная ситуация». По словам автора, решить математическую задачу, значит выполнить математическое действие.
В понимании сегодняшнего времени, математическая задача – это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается искать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии.
А.Н. Менчинская [6] определила умение решать задачи как владение учащимися рядом правил, «знание которых должно быть приобретено учащимися в собственном практическом опыте».
В начальном курсе математике понятие «задача» обычно используется тогда, когда речь идет об арифметических задачах. Они формируются в виде текста, в котором находят отражение количественные отношения между реальными объектами. Поэтому их называют «текстовыми», «сюжетными», «практическими».
При рассмотрении задачи как текстовой структуры принято выделять ее характерные признаки: условие, вопрос, данные, искомое. В текстах стандартной формы условие выражено повествовательным предложением и предшествует вопросу, который выражен вопросительным предложением.
В ряде исследований[3] была предпринята попытка создать классификацию текстовых задач, т.к., по мнению исследователей, это позволило бы выявить особенности методики обучения решению задач каждого типа:
1.Простые задачи на усвоение конкретного смысла арифметических действий: задачи на нахождение суммы двух чисел, на нахождение остатка, по содержанию и др.
2.Задачи, раскрывающие связи между компонентами и результатами арифметических действий: задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, множителя, делимого, делителя.
3.Задачи, раскрывающие отношения между числами: задачи, связанные с понятием отношения, задачи, связанные с понятием разности (задачи на разностное сравнение, увеличение числа на несколько единиц) и простые задачи, связанные с понятием кратного отношения (задачи на кратное сравнение чисел и увеличение числа в несколько раз).
4.Задачи, раскрывающие связи между величинами. При решении задач этой группы дети усваивают названия величин и связи между величинами: цена, количество, стоимость; масса одного предмета, количество предметов, общая масса; скорость, время, расстояние; длина, ширина, площадь прямоугольника и др.
1.2. Процесс формирования умения решать задачи
Исходя из разнообразия задач, ученику требуются разные умения. Рассмотрим какими умениями должен владеть младший школьник, чтобы решать задачи: [3]
1) умение анализировать задачу:
проводить первичный анализ текста (представление задачной ситуации); выделять условия и требования, опорных слов; выделять известные, неизвестные, искомые величины; устанавливать связи между данными и искомыми; конструировать модели задачной ситуации (предметные, схематические, графические) и соотносить элементы задачи с элементами модели; устанавливать полноту данных задачи (достаточность, недостаточность, избыточность); узнавать типы задач;
2) умение проводить поиск плана решения задачи:
раскладывать составную задачу на простые; переводить зависимость данных и искомых на математический язык; выбирать рациональные способы решения задач; проводить рассуждения аналитическим и синтетическим способом; активизировать необходимые для решения задачи теоретические знания;
3) умение реализовать найденный план решения задачи:
устанавливать адекватность построенной математической модели исходной задаче; рационально выбирать математические связи между величинами; устанавливать соответствие промежуточных и конечного результатов; оформлять решение.
4) умение осуществлять контроль и коррекцию решения:
определять соответствие полученных результатов исходной задаче; выполнять проверку решения разными способами; найти другие способы решения задачи; оценивать полученные при решении результаты.
Процесс формирования умения решать задачи ориентирован на умения, которыми должен владеть ученик начальной школы. Процесс осуществляется путем перехода «от простого к сложному». На каждом этапе процесса рассматриваются разнообразные задачи по содержанию, по конструированию модели; по плану решения и самому решению. Переходя от простых задач к сложным, круг умений учащихся в решении задач расширяется. В этом и заключается суть процесса формирования умения младших школьников решать задачи. Процесс формирования умения решать задачи зависит от индивидуальных особенностей каждого школьника.
Мы проанализировали содержания арифметических задач, предлагаемых в школьном курсе математики начальной школы (УМК «Школа России» учебники по математике авторов: М.И.Моро и др.) и сделали выводы: объем содержания задач увеличивается, в соответствии с этим, краткое условие становится объемнее, решение включает в себя не одно действие, а несколько, с каждым переходом к более сложным задачам от учащихся требуются новые знания и умения, закрепляются знания и умения уже имеющиеся.
Работая по учебнику математики, следует ответственно отнестись не только к введению термина «задача», но и той подготовительной работе, которая предшествует этому. Методика обучения решению задач, представленная в учебнике, имеет принципиальное отличие. Суть его в том, что процесс обучения состоит из двух этапов – подготовительного и основного. Деятельность учащихся на подготовительном этапе знакомства с задачей – это и есть первые шаги в формировании умения решать задачи. Цель этого периода – научить детей переводить различные реальные явления на язык математических символов и знаков. С первых страниц ученикам предлагаются вариативные формулировки учебных заданий, что имеет большое значение для подготовки школьников к решению задач.
ГЛАВА 2. ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Сущность понятия «домашняя работа» и ее значение в обучении младших школьников
В организации процесса формирования умений решать задачи особое место отводится учителю, именно он является организатором учебной деятельности учащихся.
Основными формами организации учебной деятельности являются урок и домашняя работа. Такие формы организации учебной деятельности, как домашняя работа и классная работа имеют тесную связь: содержание и приемы выполнения домашних заданий являются в определенной мере продолжением и закреплением заданий, выполненных в классе.
Рассмотрим в чем заключается сущность домашней работы, ее основные функции и ее значение в учебной деятельности младших школьников.
В дидактико-методической литературе нет единого мнения о том, что вкладывается в понятие «домашняя работа». Она рассматривается и как форма, и как средство, и как метод самостоятельной деятельности, в зависимости от конкретных условий обучения.
Определяя домашнюю работу как одну из форм учебной деятельности школьников, различные авторы по-разному определяют ее сущность.
Для определения понятия «домашняя работа», будем исходить из того, что основными задачами домашней работы являются: развитие самостоятельной и познавательной деятельности школьников, повышение их качества знаний, подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности.
Домашняя работа - это форма организации учебной деятельности, направленная на самостоятельное выполнение учащимися заданий, индивидуального изучения учебного материала под наблюдением родителей или учителя (если домашнее задание выполняется под его контролем), который в случае затруднения может перейти к коллективным упражнениям [6].
Домашняя работа — составная часть процесса обучения, она не только обеспечивает усвоение школьниками образовательной программы, но и способствует формированию у обучающихся потребностей к постоянному самообразованию, к самоорганизации, к самоуправлению собственной деятельностью.
Итак, сущность домашней работы учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию познавательных УУД, творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.
Организация домашней учебной работы – часть общей проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе.
Содержание, характер, функции домашней работы нельзя рассматривать в отрыве от содержания, характера и методов ведения урока. Именно на уроке создаются условия для успешного выполнения домашней работы.
Многие компоненты, этапы урока непосредственно связаны с последующим выполнением домашней работы: проверка домашней работы, ее содержание, самостоятельная работа учеников на уроке. Сочетание этих компонентов должно быть таким, чтобы на уроке ученик полностью подготовился к выполнению домашней работы, чтобы урок и последующая самостоятельная учебная работа были единым процессом.
Домашняя работа должна быть тесно связана с классным занятием, по своему содержанию быть логическим продолжением прошедшего урока, служить базой для подготовки следующего. Классная работа оказывает существенное влияние на домашнюю работу учащихся, готовит их к выполнению этой работы. В свою очередь, качество выполнения домашней работы влияет на ход последующих классных занятий.
Существует, по меньшей мере, два обоснования необходимости домашней работы:
Первое следует из того факта, что одной из важнейших задач нашего образования является приобретение всеми учащимися (равных) основополагающих знаний и умений.
Второе следует из того значения, которое имеет домашняя работа для развития определённых личностных качеств. Развитие определённых качеств личности зависит от того, насколько они проявляются в деятельности. Личностные качества, не пробуждаемые в деятельности, т.е. оказавшиеся не востребованными, остаются неразвитыми.
С этой точки зрения стоит подойти к проблеме воспитания самостоятельности и ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью нашей курсовой работы было определение требований организации домашней работы для формирования умения решать задачи.
Мы выдвинули гипотезу: домашняя работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников, которая способствует повышению уровня формирования умений решать задачи.
В соответствии с поставленной целью в работе перед нами были поставлены задачи:
1) раскрыть необходимость формирования умения решать задачи;
2) рассмотреть процесс формирования умения решать задачи;
3) определить сущность понятия «домашняя работа» и ее знание в обучении младших школьников;
4) выявить основные требования к системе заданий для домашней самостоятельной работы.
В ходе решения первой задачи мы выяснили, что решение задач является одним из наиболее эффективных средств формирования математических и интеллектуальных способностей младших школьников. Необходимость формирования умения решать задачи, обусловлена и тем, что формирование именно этого умения способствует в первую очередь развитию познавательных УУД у школьников.
Математическая задача определяется как связный лаконический рассказ, значения некоторых величин и предлагается искать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии.
Анализ, предлагаемых в учебниках заданий, («Школа России», учебники по математике авторов: М.И.Моро и др.) позволяет констатировать, что авторами предлагаются разнообразные формулировки заданий, направленные на формирование умений решать задачи.
Мы рассмотрели соотношение познавательных УУД с этапами решения задач и выяснили, что в ходе решения задач формируются познавательные-общеучебные УУД, знаково-символические УУД, а также логические УУД, что позволило нам сделать вывод о необходимости формирования умения решать задачи.
В ходе решения второй задачи мы рассмотрели процесс формирования умения решать задачи, для этого сначала выяснили какими умениями должен владеть выпускник начальной школы, чтобы решать разнообразные задачи: умением анализировать задачу, умением проводить поиск плана решения задачи, умением реализовать найденный план решения задачи; умением осуществлять контроль и коррекцию решения.
Процесс формирования умения решать задачи ориентирован на умения нами перечисленные. Этот процесс осуществляется путем перехода «от простого к сложному». На каждом этапе процесса рассматриваются разнообразные задачи по содержанию, по конструированию модели; по плану решения и самому решению. Переходя от простых задач к сложным, круг умений учащихся в решении задач расширяется. В этом и заключается суть процесса формирования умения младших школьников решать задачи. Процесс формирования умения решать задачи зависит от индивидуальных особенностей каждого школьника.